Прошедший сезон порадовал нас многими модными событиями и одно из них — показ коллекции одежды французского модельера Кристиана Диора, которую представил зрителям московский музей имени А.С. Пушкина.
Первое, что меня впечатлило – это очередь в Пушкинский музей и то, что по правилам музея, женская сумочка не должна превышать размер 25х30 см. Если не уложились – честно несите ее в гардероб. Насколько я помню из детских книжек – в мавзолей всегда длинные очереди. Поэтому желания туда попасть не было никогда. Такой очереди, какая стояла на выставку Диор я не помню даже в советские времена тотального дефицита. Я уже было хотела развернуться и уйти, но идти было некуда, как в том анекдоте про атеиста и новый костюм.
От скуки я занялась разглядыванием толпы страждующих платьев от Диора. Скажу честно, выставка Диор не внутри, а снаружи. По-крайней мере, здесь и выбор больше и платья можно рассмотреть тщательнее. Парад сумочных брендов, начиная «GUESS», «Fulia» и заканчивая «Prada» ввел в легкую меланхолию. Москвичи одеты ярко, стильно, аппетитно – красная дорожка, не меньше. А у провинциалов основной цвет — серый. И дело тут не в отсутствии вкуса, а в отсутствии возможностей, т.е. магазинов. Наверное, это карма всех провинциальных городов.
Ура! Я внутри. Спотыкаюсь о витрину с туфлями! Целых 16 пар! Все усыпаны натуральными камнями, стразами; материал, в основном, атлас, но есть и замша. Туфли почему то оказались 34 размера. Конечно, на сегодняшний день модели не актуальны: низкий каблук, немодный дизайн, всё блестит и светится. Да и расцветка специфическая. Но это же Диор! Я не удержалась и сфотографировала. Чёрт! В музеях же нельзя фотографировать! Интересно почему? Меня отругали за фото, поэтому я считаю, что честно заработала авторские права. Добавлю, что туфли были за стеклом и витрина с ними расположена очень низко, как турецкий столик без ножек, поэтому перед великим Диором я преклонила свои колени, точнее пришлось посидеть на музейном ковре, чтобы запомнить каждый камешек и строчку.
Всё впечатление от Диора мне испортили сотрудники музея. Просто шагу не ступить! Одни замечания! Здесь я поставила ногу на пьедестал, здесь я слишком сильно наклонилась, а вот здесь – заглянула за не застеклённый торец аквариума с платьем. Я считаю, что искусство, прежде всего, для людей – если уж ну совсем жалко показывать, так не привозите. И я ни в коем случае не претендую на примерку хотя бы одного коллекционного платья. Мне кажется, они все такие маленькие, тоненькие, ветхие, что просто рассыпятся, если надеть. Поэтому на работников музея обиды не держу.
Экспозиция платьев Диора была представлена в нескольких залах, начиная от раннего творчества кутюрье и заканчивая работами его приемников, вплоть до сегодняшнего дня.
Честно сказать, впечатление от работ самого Кристина Диора у меня двоякое. С одной стороны, вот это личность, вот это художник! С другой — из всех его платьев и пальто лично я надела бы буквально пару-тройку, не больше. Во-первых, фасон: в 50-60-е года была мода на широкие бедра и узкую талию. Первые безбожно увеличивались с помощью особого кроя и накладных деталей, вторая также гипертрофированно уменьшалась при помощи корсетов ну или операции по удалению ребер. Хотя, если посмотреть на платье, сшитое специально для Одри Хепберн, которая была ну уж очень миниатюрной – возможно в то время были немного другие в плане комплекции люди. Во-вторых, ткань. Обычное с виду платье сшито из плотной колючей шерсти. Более-менее лёгкая ткань шла только на вечерние варианты.
Особенностью выставки, несомненно, являются современные технические средства, которые были использованы для демонстрации коллекции. Это и киноряд голливудских звезд в платьях Диор, отображающихся на стене зала и возможность примерить на свои руки драгоценности дома моды при помощи 3d-эффекта: заходишь в кабинку, прикладываешь свою руку к специальной поверхности и на твоих пальцах засияют массивные бриллианты. Также для всех желающих проходят демонстрации фильмов показов одежды, начиная с 50-х годов. Для этого по периметру мини-кинозала стоят стулья, которых всегда не хватает и большинство людей стоит, переминаясь с ноги на ногу. Как выяснилось из ещё одного фильма, сумку Диор, модель которой называется «Lady Dior», до сих пор изготавливают вручную.
Эскизы одежды от Диор, щедро развешенные по залам, добавляют выставке колорита и самобытности и делают этого знаменитого человека чуточку ближе. Ведь сделаны эти рисунки обычным карандашом и на такой же бумаге, которые есть и у тебя. Так зачем же дело стало?
Коллекция платьев Кристиана Диора разделена по направлениям: повседневные, вечерние (самое интересное), тёплые, дорожные. Тщательно пыталась рассмотреть платье, в котором актриса Шарлиз Терон рекламирует духи Диор «Jadore», ну помните, она еще срывает с себя колье и бусины рассыпаются, а потом и само платье? В рекламе это платье выглядит лучше. В оригинале на нём обнаруживаются чуть ли не накладные карманы. Избыточность – вот чем грешит дизайнерская одежда. Если у Диора бант — то бант на половину платья. Никаких компромиссов.
Большинство платьев расшито вручную: пайетками, вышито блестящей гладью, перьями. Короче говоря, работы не на одну ночь. Кто все это делал? У меня возникла мысль, что пленные или рабы. Интересны были отзывы посетителей, которые я слышала между делом. Многие были удивлены небрежностью, с которой сшиты платья. Если это юбка с клиньями, то клинья обязательно стремятся навстречу друг другу, смазывая драпировку изделия, подолы платьев – редко когда подшиты, в основном, ткань оставлена под срез. Идеальны в пошиве разве что пальто. Даже есть одна вполне актуальная модель, хотя ей почти 60 лет. Я сделала вывод о том, что одежда от кутюр — это платье, которое подгоняется прямо на модели и как-то выдерживает один показ. Потом хоть потоп.
Вся эта выставка, несмотря на угрожающих репрессиями работников музея, очереди и пр. стала для меня праздником. Ты попадаешь в Голливуд, на приём к президенту, в гости к Одри Хепберн, в общем, куда угодно, только не в будничную суету московских улиц. Даже если вы далеки от моды и не носите платья, вы не останетесь равнодушными. Свет софитов настраивает на нужный лад, смотришь на дорожный костюм от Диора и слышишь стук колес поезда, подходишь к стенду с карнавальным – и ты попал на бал. Пускай торчат нитки и строчка неровная – это же такие мелочи по сравнению с самой возможностью прикоснуться к шедеврам мировой моды.
Одна моя хорошая знакомая даже приурочила посещение этой выставки к своему дню рождения. Она не работает — в декрете, понятно, что в финансах не разгуляешься. На все деньги, подаренные ко дню рождения она купила красивое длинное вечернее платье, забыла на время повседневные заботы и отправилась в Пушкинский музей. Получить возможность рассматривать платья от Диор, пускай и через стекло – лучшего подарка для девушки не придумаешь.
© Юлия Логинова