Однажды, стоя в очереди на автомойку, я вдруг подумала, что «играю» в этот момент одну из самых популярных социальных ролей – роль потребителя. Практически каждую минуту все мы что-нибудь покупаем: горячее отопление или бензин, пирожок или ужин в ресторане, домашние тапочки или итальянскую сумку, интернет-трафик или мобильную связь, пузырёк йода или автомобиль… Но если приобрести нужный товар или услугу может каждый, то отстоять свои права в споре с недобросовестным продавцом под силу далеко не всем. Именно такая мысль пришла мне в голову, когда я, выехав с мойки, стала стирать с лобового стекла разводы от грязных тряпок.
Поэтому я решила, что неплохо бы было «с пристрастием» прочесть закон «О защите прав потребителей», и посмотреть, как он работает в реальной жизни. Думаю, это будет полезно не только мне. Итак, начнём.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
стандарт — государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Эти важные положения, предваряющие сам текст закона, понадобятся нам в дальнейшем. Сейчас же я отметила для себя, что этот закон регулирует отношения между мной, как потребителем, и лицами, предоставляющими мне какие бы то ни было услуги. То есть, совсем не важно, покупаю ли я туфли или делаю маникюр, мою машину или еду в турпоездку…
Не знаю, как у вас, а у меня сразу же возникло много вопросов: а если я только намереваюсь приобрести товар, я уже потребитель? а что такое договор купли-продажи, если я, например, мороженое на улице покупаю? а я что должна продавцу о цели каждой покупки сообщать? В общем, информации много, а понятного мало. Буду потихоньку разбираться и с вами делиться. Но на сегодня хватит, пойду теперь какой-нибудь глянцевый журнальчик полистаю.
Текст: Анна Красушкина.