Колористическое оформление ткани

На зрительное восприятие окраски тканей влияют многие факторы. Светлые тона зрительно воспринимаются как лёгкие, тёмные — как тяжёлые, рыхлые. При оформлении тканей большое значение имеет влияние одного цвета на другой. Явление цветового соседства изменяет как светлоту расположенных по соседству цветов, так и их тон. На чёрном фоне белый квадрат кажется светлее, чем на сером (светлотный контраст). Красный цвет на синем фоне приобретает жёлто-оранжевый оттенок (тоновой контраст). Восприятие цвета зависит от фактуры ткани. Цвета на гладких тканях (сатин, атлас) кажутся более яркими и светлыми, а на шероховатых матовых тканях — более тёмными. Восприятие цвета зависит и от источника освещения, так под лампами накаливания ткани «теплеют».

Колористическое оформление ткани

Как красят материал?

Окрашивание текстиля довольно непростой процесс, который зависит от многих факторов, среди которых:

  • Структура ткани;
  • Качество красителя;
  • Температура при окрашивании;
  • Вид волокна;
  • Состав электролита и др.

Как правило, окрашивание проводят с помощью синтетических красителей, благодаря которым цвета получаются насыщенными и стойкими.

При печатании краситель наносится не на все полотно, а на отдельные его участки. Существует несколько способов печатания, среди которых машинный, аэрографный, переводной и с сетчатыми шаблонами.

Машинная печать, в свою очередь, может быть прямой, резервной и вытравной. Есть три способа такой печати: прямой, вытравной и резервный. В первом случае краситель наносят непосредственно на ткань, во втором — некоторые участки покрывают специальным веществом, которое обесцвечивает необходимый рисунок. При резервном способе, рисунок покрывают веществом, которое сохраняет цвет основном ткани, при этом, все остальное пространство окрашивается в нужный цвет.

Обработка разных тканей

Отбелённые ткани могут быть получены как из природных, так и из химических волокон. Основной цветовой характеристикой их является степень белизны, которую определяют по эталонам или с помощью колориметра, где в качестве эталонной белой пластинки применяется свежеосаждённый серно-кислый барий. По назначению ткани белого цвета могут быть бельевыми (не менее 78% белизны), сорочечными, платьевыми, костюмными и реже пальтовыми. Высокую белизну имеют блузочные и платьевые ткани из синтетических волокон благодаря обработке оптическими отбеливателями.

Вся поверхность гладкокрашеных тканей окрашена в один цвет. Эти ткани могут быть выработаны из предварительно окрашенного в один цвет волокна, чесальной ленты, пряжи или нитей, а также могут быть окрашены полотном. Ткани, окрашенные в волокне, характеризуются равномерным прокрасом по всей толще, что важно для тяжёлых плотных тканей (драпов, сукон, одеял). При истирании поверхности такого материала цвет в протёртых местах мало изменяется. Гладкое однотонное крашение полотном — наиболее распространённый вид отделки хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых тканей. С точки зрения технологии этот вид окрашивания проще других видов отделки.

Обработка тканей

Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси волокон разного цвета. К этой группе относят также ткани из двух- или многоцветной пряжи, когда в одну нить скручены нити разной окраски. При меланжевом сочетании белые волокна должны быть идеальной белизны, так как при вложении кремовых волокон меланж имеет грязный вид. Меланжевый эффект на ткани получают за счёт кручёной пряжи типа мулине. Из пряжи мулине вырабатывают коверкоты, трико, костюмные, а также пальтовые, джинсовые ткани. Само производство меланжевых тканей достаточно сложно: кроме цветовых сочетаний необходимо учитывать соотношение толщины нитей. Если используются тёмные и светлые нити одинаковой толщины (например, в джинсах), ткань имеет грубый внешний вид, на её поверхности выступает множество белых точек.

Пёстротканый эффект получают в процессе ткачества при использовании пряжи разной окраски для основы и утка. Для пёстротканых тканей основным является геометрический рисунок: полоски продольные и поперечные, клетки и др. Такие рисунки характерны для костюмных тканей, пальтовых, платьевых, сорочечных, мебельно-декоративных. На такой ткани менее заметно загрязнение.

Набивные ткани наиболее разнообразны по оформлению. Рисунки на них получают способами ручной и механической печати, фотофильмпечатью, акварельной и растровой печатью, сублистатиком, батиком и др. Текстильный рисунок — важная отрасль прикладного искусства. По тематике рисунки на тканях делят на геометрические, с изображением растительного орнамента, пейзажа, бытовых предметов, животных и птиц, абстрактные, национальные, детские. Размеры, форма и цвет набивных рисунков зависят от назначения тканей. Особенно большим разнообразием отличаются платьевые хлопчатобумажные и шёлковые ткани.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *