Помните тренд «весна-лето» 2010, когда на нашей одежде массово начали появляться фигурки животных и птиц? Тенденция настолько полюбилась публике, что дизайнеры не оставили разработки в этом направлении и зимой. Для тёплой зимней одежды был выбран подходящий рисунок: фигурки северных оленей. Так, практически вся коллекция Dolce and Gabbanna «зима 2010» представленная в Милане, была построена на использовании этнических мотивов, среди которых особенно выделялись олени. Олени у Dolce and Gabbanna были везде: на юбках, на пуловерах, на гетрах, на шарфах…
Коллекция Dolce and Gabbanna 2010 года
Оленей было так много, что их невозможно было не заметить, и вот уже в лёгкой промышленности началась настоящая оленемания! Веяние оперативно подхватили китайцы, выпустившие «на волю» сотни и тысячи вариантов одежды с оленями. Благодаря им если не юбку, то уж пуловеры с оленями сегодня можно найти в любом магазине.
Люди более старшего поколения могут сказать: ничего нового! И будут правы, ведь последний раз свитера с оленями были в моде всего 15-20 лет назад и до этого олень не раз появлялся на одежде. Посмотрите хотя бы на это фото из журнала Australian Home Journal за 1949 год. Домохозяйкам предлагается инструкция по вязанию такого свитера с оленями, обладать которым сегодня пожелала бы любая модница. Однако всё гораздо интереснее: оказывается, изображение оленя — одно из самых древних в истории человеческой культуры вообще! И это не случайно, ведь благородный олень являлся важным символом для наших предков.
Из-за подобия дереву и периодического обновления своих рогов олень был символом возрождающейся жизни, течения времени. В древней северной мифологии оленьи рога символизировали солнечные лучи. У Древних греков олень считался врагом ядовитых змей, а оленья шкура служила амулетом против укуса змеи. Для китайцев олень символизировал благосостояние. Одни из самых древних изображений оленей относятся к скифскому искусству и датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Множество рисунков и предметов с оленями найдено на территории Северного Кавказа и Южной Сибири. Посмотрите на некоторые из них: сегодняшние олени на одежде — почти точная копия этих доисторических изображений! А значит, определённый символизм присущ каждой вещи с таким рисунком! Всего лишь джемпер? Нет, это вам и пример архетипического мышления, и связи времён, и цикличности моды…
Текст: Анна Красушкина.